Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациямОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школе

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkchs.cap.ru/
 

В дошкольном возрасте, как уже отмечалось, многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребенка. Естественно, что главным видом деятельности учащихся в течение всего времени пребывания в школе является учеба. Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальная подготовка». Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории сельсовета, района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т. п.). Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т. д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня. Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или поврежденного огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.

В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения. В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причем в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться, впрочем как и «цена» риска.

 Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным «ЧП», то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряженности. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится, прежде всего на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлечением знаний из других учебных дисциплин (например, химии), выполняет функцию подобной тренировки. Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить четкую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с ее помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой школьной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью наравне с другими предметами.

 
Отделение профилактики пожаров
 ГУ «Чувашская республиканская
противопожарная служба» ГКЧС Чувашии

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика