Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациямОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Средний школьный возраст (11-15 лет)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkchs.cap.ru/
 

Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и зрелостью. Этот период обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Но в разных обществах это происходит по-разному. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом, материального уровня семьи и уровня образования родителей. Значительное влияние оказывает стиль взаимоотношений детей с родителями, который отчасти обусловлен их социальным положением.

В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период уже следует напомнить о существовании юридических законов и ответственности. Тем более, что в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах. Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль. Вместе с тем у подростков существенно возрастает ориентация на качества мужественности, начинает формироваться своеобразный идеал мужественности подростка. При этом содержание и характер представлений о себе прямо зависит от меры включения школьника в разные виды деятельности и опыта общения со взрослыми и сверстниками. Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т. д. Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести. С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров. Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т. п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени. Что же касается объема ежедневного свободного времени подростков, то здесь следует в первую очередь отметить существующие резкие различия между хорошо успевающими и слабоуспевающими школьниками. Как показали результаты опроса, свободное время хорошо успевающего подростка составляет в среднем около 2 часов в день, не считая выходных, а у слабоуспевающего подростка его в 4 раза больше – до 8 часов в сутки. Вполне закономерно, что объем свободного времени подростков тесно связан с его структурой и содержанием. Формы общения разделены на 3 группы: интимно-личная (прогулки, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону, чтение художественной литературы), социально-ориентированная (занятия спортом в различных детских объединениях, дискотеки) и стихийно-групповая (пение под гитару, бесцельное хождение по улицам, распитие спиртных напитков).

Настораживает то, что в последнее время все больше школьников выбирают стихийно-групповую форму общения. И даже среди подростков, предпочитающих интимно-личную форму общения, преобладают занятия, имеющие явно развлекательный, пассивный характер. Подростки мотивируют свой выбор занятий в свободное время желанием «отдохнуть», «развлечься», «не думать ни о чем серьезном», «не напрягаться» и тому подобными суждениями, т.е. в их мотивировках преобладают индивидуалистические мотивы организации своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся необходимым условием формирования всесторонне и гармонически развитой личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма незначительное место. У подростков, предпочитающих стихийно-групповую форму общения, практически отсутствуют такие виды деятельности, как чтение художественной литературы, творческие занятия в кружках и секциях, а также занятия спортом. Вызывает тревогу и тот факт, что в структуре свободного времени подростков с преобладанием стихийно-групповой формы общения немалый удельный вес приобретают отрицательно направленные развлечения (выпивки, бесцельное времяпрепровождение, курение). Учитывая, что подобные группы подростков собираются в основном в местах, удаленных от надзора взрослых (зимой – подвалы, чердаки, новостройки, брошенные дома, летом – лес, сенохранилища, сараи), этот факт не может не настораживать, т.к. стихийно складывающиеся неформальные группировки, в соответствии с присущими им особенностями развития, протекающего вне общественно полезной деятельности, нередко приобретают пожароопасную направленность, сопровождающуюся не только материальным ущербом, но и гибелью самих виновников пожара. Нередки случаи, когда подростки устраивали пожары на территории предприятий, колхозов. Смертельные ожоги получали дети среднего школьного возраста в гаражах, бытовках, где хранился бензин, пытаясь освещать указанные помещения спичками и свечками. Очень много случаев детского травматизма: созданные в составе пожарной службы аварийно-спасательные подразделения неоднократно вызывались для спасения детей из разрытых траншей, канализационных люков, колодцев, обвалов на заброшенных площадях бывших военных построек. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе и воспитание детей в свободное от обязательных занятий время должны быть построены как с учетом требований общества, так и индивидуальных особенностей ребят. Их направленность не должна позволять подросткам искать возможностей самоутвердиться, проявить себя вне общественно значимой деятельности, в стихийно складывающихся, не контролируемых педагогами и родителями неформальных группах, где отношения строятся по законам жесткой корпорации, лишены коллективистской направленности и гуманности, а также могут привести к опасным последствиям (пожары, травмы, гибель). Мотивировки такого распределения своего свободного времени выглядят у подростков следующим образом: «Хочу интересно проводить время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Хочется попробовать  свои силы в каком-нибудь захватывающем деле» и т. п.

Созданные же в школах добровольные пожарные дружины вполне могут удовлетворить предъявляемым подростками требованиям. Следует отметить, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом использования спортивной деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни. Это, безусловно, очень важно, но, к сожалению, даже в тех школах, где спортивная работа ведется, как считается, на должном уровне, она рассматривается в основном как средство оздоровления, развития двигательной активности. При планировании и проведении спортивных мероприятий не ставится задача ознакомить детей с различными видами спорта, в том числе и пожарного. Преподаватели физкультуры практически не имеют деловых контактов с секциями пожарного спорта. В то же время тренер может иметь гораздо большее влияние на подростков, чем учитель или родители. Именно в этот период, связанный с активным освоением социальной позиции, спортивная деятельность может стать важным средством формирования коллективистской направленности личности. И хотя в спортивной деятельности сложнее сформировать мотивы общественной пользы, чем, например, в трудовой или организационной, но и в этой деятельности можно достаточно все сторонне раскрыть взаимосвязи «я и общее дело».

В различных форма спортивной деятельности складываются сложные ситуации взаимоотношений подростков. С одной стороны, спортивная деятельность невозможна без индивидуального освоения специальных умений, навыков; с другой – многие виды спортивной подготовки детей предполагают коллективные цели – борьбу за честь команды, класса и т. д. Спортивная деятельность, как правило, связана с развитием определенных физических качеств. Требуя от подростка физической закалки и, в свою очередь, обеспечивая ее, спортивная деятельность развивает такие важнейшие личностные качества, как выносливость, сила, быстрота и ловкость движений, воля, смелость, решительность, настойчивость, а кроме того, ответственность, коллективизм, целеустремленность. Иными словами, подросток психологически открыт этой привлекательной, престижной для него форме деятельности, а пожарный спорт наиболее полно отвечает всем этим запросам подростка, включая в себя и героизм, и определенную степень риска, и знание действий в экстремальной ситуации, что дает некоторое преимущество над остальными сверстниками, очень важное для подростка. Следовательно, в наиболее сложный для детей среднего школьного возраста период пожарный спорт является наиболее привлекательным для них видом спорта и оказывает огромное воспитательное значение.

К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:

- пожар как явление;

- основные характеристики горючей среды и источников зажигания;

- общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;

- элементарные способы тушения загораний;

- первичные средства пожаротушения и их возможности;

- основы профессии «пожарный»;

- ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;

- пользоваться первичными средствами пожаротушения;

- выполнять требования правил пожарной безопасности;

- проводить работу среди младших по недопущению пожаров.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика