На современном этапе, исходя из практических задач, стоящих перед ГКЧС Чувашии, необходимо внести коррективы в содержательную, методическую и организационную стороны воспитательной работы с сотрудниками.
В Директиве «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Указании МЧС России № 33-3110-18 от 11.09.2003г. «По организации и проведению индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ГПС МЧС России» определены пути повышения эффективности воспитания сотрудников. Данные рекомендации указывает на необходимость комплексного подхода при организации воспитательной работы, использования всех средств, форм и методов воспитания во всех сферах практической деятельности. Одним из эффективных путей достижения стоящих перед ГКЧС Чувашии задач является повышение уровня индивидуально-воспитательной работы во всех службах и подразделениях. Что является неотъемлемой составной частью комплексного подхода к решению воспитательных задач, позволяющей наиболее полно учитывать особенности личности, ее запросы, интересы и на этой основе определять наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия, направленные на устранение отрицательных черт и развитие положительных качеств сотрудников. Как по горизонтали в системе «руководитель-руководитель», так и по вертикали в системе «руководитель-подчиненный».
При выборе форм и методов индивидуальной воспитательной работы в каждом конкретном случае необходимо учитывать уровень развития сотрудника, его возраст, национальные особенности, уровень политических и профессиональных знаний, взаимоотношения с родными и товарищами, способности и наклонности, психологические особенности (темперамент, воля, характер и т.д.), отношение к службе, степень служебной и общественной активности, соблюдение нравственных норм Кодекса чести, выполнение требований Присяги, служебной дисциплины и законности.
Программа индивидуально воспитательной работы включает в себя определение мер перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств.
Использование средств и методов индивидуально воспитательного воздействия предполагает речевое воздействие (разъяснение, доказательство, сравнение и тд.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и тд.), методы (убеждение, поощрение, пример, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение, индивидуальный откровенный разговор и тд.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, обеспечение проявления лучших намерений и замыслов, а также создание положительного настроения.
Схему индивидуальной воспитательной работы, выражающую ее сущность, упрощенно можно представить следующим образом:
Направление усилий всех категорий воспитателей на личность предусматривает учет уровня подготовленности каждого сотрудника и их профессионализм, устранение негативных социально-психологических черт сотрудника, формирование должной ориентации в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы.
Контрольные функции индивидуально воспитательной работы выражаются в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (Дневники наставников, журналы ИВР).
Повседневная конкретная и целенаправленная индивидуально воспитательная работа помогает лучше изучить человека, глубже узнать как воспринимаются предъявленные к нему требований и является наиболее эффективным средством формирования личной внутренней убежденности.
Индивидуально воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами которой являются:
- глубокое изучение воспитуемого сотрудника как личности;
- определение перспектив и программы воспитательной работы с личным составом;
- выбор и применение оптимальных средств, методов и форм индивидуального воспитательного воздействия на личность;
- направление усилий коллектива на формирование личности;
- постоянный контроль за ходом и результатами индивидуально воспитательной работы.
Действенность индивидуально воспитательной работы во многом зависит от умения творчески применять разнообразные формы и методы воздействия на сотрудника.
При их выборе необходимо учитывать особенности личности конкретного сотрудника.
Для изучения этих особенностей используются такие методы, как познавательная беседа, наблюдение, эксперимент, обобщение мнений других лиц, изучение характеристик, рекомендаций ЦПД, ГКЧС Чувашии и других документов.
Обобщение опыта индивидуальной воспитательной работы позволяет выделить следующие виды индивидуального воздействия на личность: невербальное, эмоциональное, рациональное, волевое воздействие.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Данный вид воздействия опирается не на слова, а на понятные жесты, движения, мимику, выражение глаз, интонацию голоса.
Талант воспитателя состоит в умении управлять своей эмоциональностью, тональностью речи, ее звучанием, интонационной выразительностью и окраской голоса от мягкого, теплого до торжествующего. При этом важно соблюдать нужный темп речи и паузы. Медленно произносимые слова свидетельствуют либо об угнетенном состоянии, либо о высокомерии воспитателя. Очень важно правильно применять различные междометия.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Эмоциональное воздействие на личность сотрудника, достигается с помощью таких приемов, как одобрение, похвала, положительная оценка, индивидуальное поощрение, огорчение, упрек, возмущение, ирония. В каждом отдельном случае нужно учитывать отношение к этим приемам. Главное - чтобы они не оставляли его равнодушным.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Рациональное воздействие на личность осуществляется с помощью различных вербальных (речевых) средств и приемов, которые имеют цель сформировать профессиональные, нравственные, социальные, правовые знания.
Для успешного рационального воздействия необходимо: знать уровень интеллекта воспитуемого и какая информация ему нужна, владеть словом и уметь ясно изложить мысль. Информация, сообщаемая одному подчиненному, должна быть точной, ясной, краткой и профессионально правильной.
Достичь более высоких результатов устного воздействия на личность возможно с помощью теории аргументирования т.е.:
-оперировать простыми, достоверными, точными и убедительными понятиями;
-учитывать темперамент подчиненного и разъяснять отдельные положения с помощью ярких аргументов;
-учитывать мотивы и ценностные ориентации, признавать его интересы и употреблять терминологию, которая близка и понятна ему;
-вместо назидательных фраз употреблять наиболее приемлемые, например: "Вы сможете убедиться в том, что...";"Вы сможете добиться...";"У вас должно получиться..." и т.п.;
-широко применять наглядные средства, которые всегда повышают внимание и активность собеседника. Это могут быть фотографии, рисунки, схемы, книги и т.д.;
-избегать обострений и открытой критики в свой адрес;
-опровергать факты и доводы сотрудников с помощью цифровых примеров, контраргументов, удачных сравнений, преувеличений, юмора и др.
Еще Платон отмечал, что убеждать с помощью воображения удобнее и легче, чем с помощью поучений.
Характерной чертой убеждения является то, что оно обращено к рациональной сфере сознания и предусматривает активное участие в познании самой личности воспитуемого. Если наставнику удастся в ходе убеждения добиться равноправного диалога с подчиненным, то результат будет намного выше, нежели при одностороннем информировании. В этом случае воспитателю нужно проявлять большое терпение, доброжелательность и такт. Очень много хороших идей и установок сотрудники не воспринимаются, так как иногда руководитель только требует, а не предлагает, навязывает, а не аргументирует. В этой связи старая пословица гласит: «Дракой многого не добьешься, а уступив, можно получить больше, чем ожидал».
ВОЛЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Волевое воздействие состоит в использовании различных средств и приемов, заставляющих воспитуемого выполнять требования воспитателя.
В зависимости от индивидуальных особенностей подчиненного воспитатель применяет специальные задания и поручения, упражнения и контроль, критику и принуждение.
Специальные задания обычно реализуются на основе знания положительных качеств воспитуемого. Приобщая его к активной деятельности, воспитатель открывает перед ним путь к увлечению интересным делом, которое позволит ему избавиться от недостатков. Виды специальных заданий весьма разнообразны. Служебные задания даются при выполнении служебных обязанностей: при несении внутренней и караульной служб, на хозяйственных работах и т.п.
Индивидуальные поручения имеют цель вовлечь воспитуемого в активную деятельность и на этой основе развивать его положительные качества. Поручение не приказ, и оно выполняется добровольно. Поэтому оно должно быть целесообразным и эмоционально привлекательным.
По степени активности и занятости воспитуемого поручения могут быть интенсивными, средними и слабыми, а также постоянными, кратковременными и периодическими.
По содержанию поручения делятся на организаторские, общественные, учебные, трудовые, спортивные и т.п.
Воспитательная работа с сотрудниками сопровождается системой индивидуальных упражнений, при выполнении которых у него вырабатываются требуемые профессиональные качества и привычки достойного поведения.
В индивидуальной работе воспитателю часто приходится не только поощрять сотрудника но и критиковать его. Но критика должна быть такой, чтобы у воспитуемого не опускались руки, чтобы она способствовала его росту, развитию его личности. Чтобы научиться этому, руководителю нужно знать, какие формы критики
бывают и выбирать ту из них, которая окажет наибольшее воздействие на данного сотрудника.
Рассмотрим следующие формы критики:
-безличная критика («В нашем коллективе есть сотрудники, которые проявляют недисциплинированность, но сегодня я не буду называть их фамилии»);
-критика - похвала («Вы оказали помощь своему руководителю, но она опоздала»);
-стимулирующая критика («Не расстраивайтесь. У вас все еще впереди»);
-критика - надежда («Я верю, что в следующий вы этого не повторите»);
-критика - сожаление («Я сожалею, но вынужден отметить, что вы поступили неправильно»);
-критика - аналогия («Когда я был в вашем возрасте, я тоже ошибался»);
-критика - удивление («Как? Неужели вы не выполнили моего распоряжения?»);
-критика - упрек («Эх вы! Я на вас так рассчитывал!»);
-критика - замечание («Задание выполнено некачественно. Очевидно, вы меня не поняли. В следующий раз уточняйте суть задания»);
-критика - опасение («Я опасаюсь давать вам подобные задания, боюсь, что и они будут выполнены также некачественно»);
-конструктивная критика («Задание не выполнено. Что собираетесь предпринять?»).
Эти формы критики содержат в известной степени щадящие оценки, не унижающие личность.
К некоторым воспитуемым необходимо применять различные приемы принуждения, такие как: напоминание, предупреждение, запрещение, наказание.
Напоминание еще раз акцентирует внимание сотрудника на необходимость соблюдения каких - либо требований.
Предупреждение, как и напоминание, полезно для тех воспитуемых, которые страдают «забывчивостью».
Запрещение состоит в том, что руководитель перечисляет действия, которые недопустимы для сотрудника.
Наказание является сильнодействующим средством воспитания, которое может привести к различным последствиям. Наказание имеет цель вызвать у воспитуемого определенные переживания: стыд, раскаяние, желание исправиться, а может породить и озлобленность, ненависть, обиду.
Различают следующие виды наказаний: наказание-ограничение, наказание-условность, наказание-осуждение коллективом, дисциплинарное взыскание.
Применение наказания-ограничения, временно лишает воспитуемого какого-либо удовольствия. Условное наказание ставит задачу исправиться в ближайшее время. Если он не изменяет своего поведения, то условное наказание превращается в фактическое.
Наказание-осуждение коллективом применяется как более строгая мера с привлечением общественного мнения. Однако коллектив должен быть подготовлен, чтобы поддержать воспитателя и выразить свое правильное мнение нарушителю дисциплины.
Нельзя применять любое взыскание, а только то, которое окажет стимулирующее воздействие на сотрудника.
Мнение воспитателя при определении вида взыскания должно складываться из многих психологических факторов: мотивов проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, темперамента и характера, установок и ценностных ориентаций воспитуемого а также социального статуса в коллективе. В любом случае, применяя взыскание, руководитель должен думать о будущем поведении сотрудника, вселять в него уверенность и надежду в исправление и положительные сдвиги в дисциплине.
КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА
Одним из методов психологической поддержки сотрудников и методом снятия напряжения и стрессов являются культурно-массовые мероприятия. Нормальное общение позволяет лучше узнать друг друга. С этой целью в подразделениях должны проводиться:
- смотры-конкурсы: на лучшую постановку культурно-массовой работы; самодеятельного художественного творчества сотрудников и членов их семей; конкурс профессионального мастерства; стенной печати; «Лучшие по профессии» и тд.;
- комплекс мероприятий, посвященных празднованию Дня Защитников Отечества, Международному Женскому Дню, Дню пожарной охраны, Дню спасателя и т.д.
- спортивные праздники «День физкультурника», «День рыбака», всевозможные эстафеты, туристические походы и другие спортивные мероприятия, в том числе посвященные Памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- выходы сотрудников в театры, выставочные залы, музеи;
- организация «телефонов доверия» «горячей линии» по которой могут позвонить сотрудники или члены их семей и получить необходимую помощь или консультацию.
Эффективность наставничества заключается в его конкретности и целеустремленности. Его сущность и основная цель, прежде всего, в том, чтобы повысить политическую сознательность подчиненного, мобилизовать его на образцовое выполнение служебного долга, поддержать сотрудника в преодолении встречающихся трудностей, развить и закрепить у него необходимые умения и навыки в работе.
- индивидуальный контроль;
- заслушивание отчетов и сообщений сотрудников;
- личный пример;
- посещение сотрудников по месту их жительства (изучение жилищно-бытовых условий, семейных отношений, выяснение отношения членов семьи сотрудника к его профессии, изучение круга знакомых сотрудника);
- использование средств дисциплинарного и морального воздействия;
- использование средств пропаганды и агитации.
При оказании индивидуальной помощи подчиненным руководителю необходимо соблюдать ряд основных требований:
- конкретность помощи, применение различных ее видов (советы, разъяснения, пожелания, совместное выполнение отдельных поручений, обязанностей, дополнительные занятия и т.п.);
- тактичность, уважение к сотруднику, вера в его способности и силы;
- учет особенностей личности подчиненного, уровня его подготовки, образования.
- забота начальника о личном составе, о каждом сотруднике в отдельности: эмпатия, создание условий для повышения образования, нормальной работы в подразделениях, помощь их семье, родным и близким — все это положительно сказывается на воспитании подчиненных. Более того, в жизни нередко случается, когда помощь начальника, пришедшая в трудную минуту, производит переворот в сознании и поведении подчиненного, в корне меняет его отношение к делу, к людям в лучшую сторону.
Непременным условием действенности индивидуальной воспитательной работы является личный пример руководителя, его авторитет у подчиненных, который достигается высоким профессионализмом, безукоризненным выполнением служебных обязанностей, честностью, справедливостью, организаторским мастерством, знанием дела, умением обучать и воспитывать. Сила авторитета руководителя— в его примере. Только всесторонне подготовленный руководитель, умеющий сочетать высокую требовательность с оказанием практической деловой помощи, может воспитывать подчиненных личным примером.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Контрольные функции индивидуальной воспитательной работы выражаются в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах которые заносятся в «Журнал индивидуально-воспитательной работы».
В соответствии с установленными требованиями каждый руководитель, имеющий подчиненных, обязан составлять план индивидуально-воспитательной работы на квартал, который утверждается начальником органа. Планирование индивидуально-воспитательной работы — дело творческое и здесь не может быть какого-то шаблона. Вместе с тем можно рекомендовать включать в планы следующие вопросы:
— оказание помощи подчиненным в изучении государственных документов, касающихся их непосредственной деятельности;
— консультации начальников (командиров) со специалистами психологами, педагогами, юристами;
— оказание помощи в изучении основных прав и обязанностей сотрудников, в выполнении функциональных обязанностей, повышении профессионального мастерства;
— изучение приказов и наставлений, регламентирующих деятельность МЧС России;
— организация досуга подчиненных;
— индивидуальные задания и поручения;
— изучение быта, посещение семей сотрудников и т.д.
Составлению плана должен предшествовать анализ морально-психологического состояния, дисциплины и законности среди личного состава, результатов оперативно-служебной деятельности и воспитательной работы за предшествующий период. На основе полученных выводов, с учетом стоящих перед коллективом задач на следующий квартал и определения того, кто из подчиненных и по каким вопросам, прежде всего, нуждается в индивидуальном воздействии, разрабатывается план индивидуально-воспитательной работы с личным составом подразделения, службы. Рекомендуется строить систему индивидуально-воспитательного воздействия на сотрудников по линии их непосредственной подчиненности. В общем случае: вышестоящий руководитель проводит постоянную индивидуальную работу с наставниками и выборочно с сотрудниками подразделений, которые они возглавляют.
Главное в планировании — это обоснованность выбора объекта воспитательного воздействия (необходимость глубокого изучения личности подчиненного, его особенностей, наклонностей, т.е. плановое изучение; внеплановое — изменение отношения к службе, наблюдение или информация о недисциплинированности, других негативных проявлениях на службе и в быту и т.д.), а также формы проведения воспитательного мероприятия и его содержания, логическая связь с ранее проводившейся воспитательной работой.
В общей системе индивидуально-воспитательной работы очень важен контроль за ее ходом. Она даст положительный результат, если начальник, воспитатель постоянно следит за ее этапными результатами. Каждый руководитель должен постоянно оценивать действенность проводимых мероприятий. Учет проводимых мероприятий, оценивать их эффективность и даст возможность видеть динамику развития подчиненного, что в свою очередь позволит вносить необходимые коррективы в план воспитательной работы, обеспечить преемственность в воспитательном процессе при переводе сотрудника из одного подразделения в другое.
Также не следует забывать, что успешность воздействия на личность оценивается по непосредственным и отдаленным результатам.
Оценка непосредственных результатов включает:
-выполнение мероприятия (проведенная беседа, выполненное задание, обсужденная проблема и др.);
-эмоциональную реакцию сотрудника в процессе воздействия (активное слушание, включение в диалог, раскованность, искренность, пассивность, отрешенность и т.д.);
-рациональную реакцию (глубина мыслительной активности, широта кругозора, побуждение к осмыслению и т.д.);
-степень активности сотрудника в процессе взаимодействия (стремление к началу и продолжению контактов).
Отдаленные результаты воздействия оцениваются по таким параметрам:
-повышению успеваемости и развитию творческой активности;
-изменению отношения к изучаемым предметам;
-изменению отношений к другим видам деятельности;
-изменению отношений в коллективе;
-изменению нравственных качеств;
-становлению характера.
Дальнейшее совершенствование индивидуально-воспитательной работы в подразделениях ГКЧС Чувашии должно быть связано с реализацией положений Концепции воспитательной работы МЧС России и других ведомственных документов по вопросам воспитания личного состава.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Старший психолог-инспектор
ОВРиПО УКВРиПП ГКЧС Чувашии
старший лейтенант внутренней службы п/п А.В. Швед