В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребенка, чтобы она приучала его контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребенку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажженную плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли ее выключить.
В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь уж актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т. д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребенок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.
Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребенка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими безобидными на первый взгляд палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно «не видно» в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т. д.
Еще до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребенком ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста: маленьких – спички, подростков – костры, старшеклассников – различные опыты. Тем более, что раздел «Пожарная безопасность» неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребенок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы: огонь – друг и враг человека, опасность шалости с огнем, спичка – не для игры, безопасный газ, электричество в доме, что делать при пожаре, отчего возникают пожары и их предупреждение, труд пожарных. При преподавании раздела «Пожарная безопасность» учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребенка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», Т.Юрмин «Кто плохой?», В.Ровицкий «Друзья в твоем доме», И.Демьянов «Коробок – черный бок», К.Паустовский «Барсучий нос», Е.Хоринская «Спичка-невеличка», С.Михалков «Дядя Степа», Л.Толстой «Пожарные собаки», кроме того, необходим показ имеющихся кино-, диа-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа «Поле чудес», игровых ситуаций типа «Включил электроприбор или газ, ушел гулять. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т. д.
К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:
- существование явления «пожар», его опасность и последствия;
- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).
Учащийся должен уметь:
- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
- тушить костер, выключать электроприборы.