Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://gkchs.cap.ru/
Осуществление мер по реализации Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятого 24 июля 1995г. Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также мер по повышению на их основе эффективности функционирования РСЧС стало одним из главных направлений деятельности МЧС России в 1995 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. была одобрена Федеральная целевая программа «Создание и развитие РСЧС» в составе четырех подпрограмм «Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», «Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Оснащение техническими средствами сил РСЧС», «Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе», что способствовало улучшению финансирования и выполнению предусмотренных мероприятий.
Важным шагом по совершенствованию системы управления РСЧС явилось создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, получившей статус федерального координирующего органа РСЧС.
5 ноября 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым было утверждено Положение о РСЧС, определены функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и перечень создаваемых ими функциональных подсистем РСЧС.
Совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в МЧС России продолжала развертываться работа в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. В этих целях совместно с Госгортехнадзором России было подготовлено и 1 июля 1995 г. утверждено Правительством Российской Федерации Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, согласно которому все предприятия, учреждения и организации, имеющие потенциально опасные производства, обязаны заявить местным органам власти, населению и соответствующим отраслевым структурам о достаточности принятых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций при эксплуатации своих объектов. Работа по внедрению системы декларирования безопасности объектов наряду с участием в лицензировании и страховании потенциально опасной деятельности стала занимать важное место в деятельности органов управления ГОЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов.
Большого напряжения сил всех уровней РСЧС, а также материальных затрат потребовало проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ряда крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. Самым крупным и трагическим событием 1995 года было Нефтегорское землетрясение, происшедшее 28 мая и унесшее жизни около 2000 человек. По своей силе, масштабам разрушений и количеству жертв оно оказалось одним из крупнейших в истории России. В аварийно-спасательных работах, проводимых под непосредственным руководством С.К. Шойгу, было задействовано более 1 600 спасателей и значительное количество специальной техники, в том числе 25 самолетов и 16 вертолетов. Из-под завалов было спасено 406 человек, осуществлены экстренные меры по первоочередному жизнеобеспечению жителей поселка. В этих работах активное участие принимали Ю.Л. Воробьев, Н.И. Локтионов, Г.А. Короткин, спасатели Центроспаса, Центра по проведению спасательных операций особого риска, экипажи самолетов и вертолетов авиации МЧС России, Сахалинской, Камчатской и Хабаровской ПСС, подразделения войск гражданской обороны, Всероссийской службы медицины катастроф.
В преддверии этой катастрофы в связи с прогнозом возможного сильного землетрясения на Камчатке были подготовлены и проведены командно-штабная тренировка и штабное учение по ликвидации возможных последствий землетрясений. Безусловно, что эти мероприятия способствовали успешным действиям сил РСЧС при ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения.
В целом в течение 1995 года войска гражданской обороны привлекались к ликвидации чрезвычайных ситуаций более 100 раз. Поисково-спасательные службы МЧС России провели около 700 поисково-спасательных операций, в которых было спасено 1132 человеческих жизни.
Большой объем работ в 1995 г. был выполнен авиацией МЧС России. В интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания гуманитарной помощи и в других целях было совершено 210 самолетовылетов. Вертолетные отряды приняли участие в многочисленных аварийно-спасательных работах. Было перевезено почти 5 тыс.тонн груза и более 3 тыс. пассажиров. Пополнился авиационный парк. Началось становление Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России, созданного постановлением Правительства Российской Федерации в мае 1995 г.
Значительные силы и средства МЧС России и ряда функциональных подсистем РСЧС практически в течение всего 1995 года принимали активное участие в выполнении первоочередных работ по восстановлению систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики и оказанию ему гуманитарной помощи. На территории Чеченской Республики было создано Территориальное управление МЧС России, развернуты сводные отряды, сформированные на основе сил и средств соединений и воинских частей войск гражданской обороны.
В 1995 г. в Чеченской Республике силами и средствами МЧС России были выполнены значительные объемы ремонтно-восстановительных работ.
В 1995 году МЧС России начало активно заниматься проблемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях. В этих целях в июне 1995 г. была проведена организованная МЧС России Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Проблемы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России». С учетом рекомендаций конференции было разработано положение о взаимодействии заинтересованных федеральных министерств и ведомств по решению данной проблемы, а 26 августа 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден «План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации».
Принципиальное значение для повышения эффективности функционирования РСЧС имело также принятие Правительством Российской Федерации постановления от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». По своей значимости оно являлось одним из важнейших элементов в создаваемой системе формирования культуры безопасности.
Продолжая уделять первостепенное внимание предотвращению и ликвидации последствий наиболее опасных радиационных и химических аварий, МЧС России подготовило и в период с 30 мая по 1 июня 1995 г. в Мурманской области на базе Кольской АЭС провело международное командно-штабное учение «Полярные Зори – 95» по отработке действий по ликвидации крупной радиационной аварии на атомной электростанции.
В 1995 году был проведен целый комплекс мер по повышению готовности войск гражданской обороны и других сил РСЧС: во всех регионах в составе спасательных бригад и механизированных полков гражданской обороны было завершено формирование 10 спасательных (десантных) отрядов и 14 подразделений переправочно-десантных средств; в Дальневосточном регионе был создан поисково-спасательный отряд в составе 3-х рейдовых водолазных катеров для проведения аварийно-спасательных работ на акваториях. Вместе с тем уровень готовности РСЧС оставался недостаточным. Особенно это касалось основного оперативно-тактического звена РСЧС – ее территориальных подсистем. Отсутствие у субъектов Российской Федерации собственных мобильных аварийно-спасательных сил, подчиненных соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и штабам ГОЧС, снижало самостоятельные возможности территорий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Понимая необходимость разработки стратегических проблем развития МЧС России, а также приоритетных направлений государственной политики в области гражданской защиты, руководством МЧС России было принято решение о создании для выполнения этих задач самостоятельного научного подразделения. Приказом МЧС России от 3 октября 1995 года был создан Центр стратегических исследований гражданской защиты. В короткое время Центр результатами своей работы подтвердил правильность решения о его создании, завоевал заслуженный авторитет в МЧС России.