Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://gkchs.cap.ru/
Начало 1994 года было ознаменовано преобразованием ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому одновременно были переданы функции Госкомитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других аварий и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации.
Это решение в целом следует оценивать как акт признания необходимости повышения внимания со стороны государства к проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также того, что ГКЧС России выполнил поставленную перед ним задачу по созданию и становлению общегосударственной системы защиты населения, материальных и культурных ценностей от аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий.
Значительные усилия потребовались от органов управления и сил РСЧС при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, возникавших в 1994 году в большинстве регионов страны. К ним, прежде всего, следует отнести мартовское половодье на Северном Кавказе, прорывы плотин водохранилищ, вызванных обильными дождями в Свердловской области (июль) и Республике Башкортостан (август), лесные пожары на Урале, в Сибири и Забайкалье.
В сентябре при катастрофическом наводнении в Приморском крае, вызванном тайфуном «Мелиса», силами РСЧС было спасено и эвакуировано из опасных зон более тысячи человек, наведено пять понтонно-мостовых переправ, восстановлены размытые автодороги и разрушенные линии электропередач, организовано первоочередное обеспечение населения питьевой водой, продуктами питания и медикаментами.
Серьезным испытанием явилось происшедшее 4 октября 1994 г. Южно-Курильское землетрясение силой 9-10 баллов, при котором особенно пострадали острова Итуруп и Шикотан. Погибли 11 человек, были травмированы 32 человека, 7 из них спасены из завалов. Лишились крова более 2 100 человек. Произошли большие разрушения объектов инфраструктуры. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы велись силами Центроспаса и подразделений Дальневосточного регионального центра. В качестве помощи в Сахалинскую область было поставлено 483 дома контейнерного типа, 1100 палаток, 10 передвижных электростанций, продовольствие и другие материально-технические ресурсы.
В ликвидации более 100 наиболее крупных чрезвычайных ситуаций в 1994 г. участвовали соединения и воинские части гражданской обороны. Около 600 поисково-спасательных операций провели подразделения Центроспаса и ПСС МЧС России, в ходе которых было спасено свыше 5 тыс. человек. Авиацией МЧС России было произведено около 170 самолетовылетов на чрезвычайные ситуации.
Продолжалось развитие поисково-спасательной службы МЧС России, укрепление авиационной составляющей сил МЧС России, что позволило принять решение о создании в течение 1994 г. в каждом регионе мобильных десантных подразделений спасателей, находящихся в постоянной готовности к вылету в районы чрезвычайных ситуаций.
Оперативным органом обеспечения процесса управления в РСЧС стал Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России.
В августе 1994 г. на территории Всероссийского выставочного центра в Москве состоялась первая международная выставка «Средства спасения-94», положившая начало их ежегодному проведению. Свои экспонаты выставили свыше 100 отечественных и зарубежных фирм и организаций, причем многие из них представляли новинки спасательной техники и оборудования.
Выставка объединила вокруг МЧС России отечественных и зарубежных изготовителей спасательной техники, показала, что в России зарождается новая отрасль – промышленность спасательных средств и технологий. Это подтвердили последующие выставки.
Таким образом, 1994 г. стал годом создания и укрепления МЧС России. События этого года еще раз подтвердили, что выбранные направления создания и развития законодательной и нормативной правовой базы обеспечения деятельности Министерства, совершенствования работы органов управления, повышения готовности сил, предназначенных для решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также дальнейшего развития РСЧС в целом правильные и дают положительные результаты. Вместе с тем опыт 1994 г. показал, что необходимо ускорить создание законодательной и нормативной правовой базы по всем направлениям деятельности Министерства, более активно развивать силы поисково-спасательной службы, на качественно новый уровень поднять обучение населения, а также подготовку руководящего состава МЧС России и РСЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Решать эти проблемы уже предстояло на основе вступившего в силу Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. и издаваемых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов.