Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://gkchs.cap.ru/
В первом полугодии 1992 года в основном было завершено организационное становление ГКЧС России, формирование его центрального аппарата, региональных и территориальных структур, прием Войск гражданской обороны от Минобороны СССР.
25 ноября 1992 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о ГКЧС России, согласно которому было установлено, что Госкомитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевое регулирование вопросов в области гражданской обороны, защиты населения, территорий страны и объектов, являющихся национальным достоянием России, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, а также координацию деятельности органов государственного управления Российской Федерации в этом направлении.
Уже в начале своей деятельности ГКЧС России большое внимание уделял разработке фундаментальных основ теории защиты населения и территорий при природных и техногенных катастрофах, совершенствованию технологий ведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах возникновения катастроф, созданию законодательной и нормативной базы по правовому, техническому и экономическому регулированию вопросов безопасности, чему способствовало дальнейшее развитие начатых в 1991 г. работ по государственной научно-технической программе «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»).
Большое внимание в течение 1992 года было уделено совершенствованию связи, сбора и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, что способствовало повышению оперативности реагирования в случае их возникновения. В этих целях по представлению ГКЧС России в марте 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации «Об организации в Российской Федерации обмена информацией о чрезвычайных ситуациях».
Главным событием 1992 года в жизни Чрезвычайной службы России было создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Наряду с активной работой по формированию РСЧС, ГКЧС России в этот период настойчиво решал задачи создания сил экстренного реагирования. 13 марта 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации был создан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), вписавший впоследствии много славных страниц в историю ГКЧС России – МЧС России.
Созданные силы и средства, непосредственно подчиненные ГКЧС России, уже в 1992 г. приняли участие в локализации очагов заболевания чумой крупного рогатого скота (яков) в высокогорных районах Республики Тыва (январь-февраль), проведении спасательных работ при железнодорожной катастрофе вблизи разъезда Подсосенки в Тверской области (март), в ликвидации ряда других чрезвычайных ситуаций. По просьбе Правительства Республики Армения Российская аварийно-спасательная экспедиция под руководством первого заместителя Председателя ГКЧС России Ю.Л. Воробьева в апреле 1992 г. приняла участие в ликвидации крупного пожара на артскладе 7-й Армии Объединенных вооруженных сил государств-участников СНГ в пос. Балаовит, создавшего реальную угрозу для населения жилых кварталов г. Абовян и отдельных микрорайонов столицы Армении – г. Еревана. Успешное применение при ликвидации данного пожара большегрузного скоростного самолета Ил-76ТД, оборудованного специальным съемным пожарным водосливным устройством, дало ему «путевку в жизнь» для дальнейшего использования при аналогичных ситуациях.
В 1992 году ГКЧС России получил и первый опыт по урегулированию военных конфликтов, происходящих на межнациональной и межэтнической основе в Грузии (Южная Осетия) и Молдове (Приднестровье).
Уникальность опыта ГКЧС России по урегулированию этих конфликтов и оказанию гуманитарной помощи пострадавшему в них населению состояла в том, что их удалось погасить мирными способами с соблюдением норм международного права. С помощью переговорного процесса, а иногда настойчивого увещевания лидеров сторон о пагубности эскалации конфликта, удалось остановить кровопролитие, развести воюющие стороны, установить контроль за поддержанием мира, в том числе с помощью миротворческих сил.
Таким образом, в 1992 г. продолжалось формирование системы ГКЧС России, наращивались силы и средства Госкомитета, которые активно включались в решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Были созданы ВНИИ ГОЧС и Академия гражданской защиты, осуществляющая подготовку специалистов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Активизировались работы по совершенствованию системы связи ГКЧС России. Была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, объединившая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входили вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.