Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациямОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Выступление Сычева В.И. на научно-практической конференции 19 декабря 2003 г.

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://gkchs.cap.ru/

Уважаемые коллеги!

 

Основные тенденции уходящего года свидетельствуют, что дело, которому мы служим, является государственной и общественно значимой проблемой.

В прошедшем году в Российской Федерации произошло (по состоянию на 10 декабря) 780 чрезвычайных ситуаций, в которых погибло более 1 400 человек, в том числе от террористических актов 252 человека. Это на 20 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В пожарах, бедствиях и катастрофах пострадало свыше 50 тысяч человек. Спасено более 120 тысяч человек.

Наибольшее число чрезвычайных ситуаций произошло в Дальневосточном, Сибирском и Южном регионах. Достаточно напряженная обстановка в Южном регионе оставалась с техногенными чрезвычайными ситуациями и террористическими актами, особенно в республиках Дагестан, Северная Осетия (Алания), Ингушетия и Чеченской Республике, Ставропольском крае.

По-прежнему большую опасность представляли природные чрезвычайные ситуации: наводнения и землетрясения, а также техногенные чрезвычайные ситуации: крупные пожары, аварии на энергетических системах и системах жизнеобеспечения.

Всем известны трагические события прошлого года, когда на юге России от природных катаклизмов пострадало свыше 330 тысяч человек, а также последствия землетрясения на Алтае в этом году, когда без крова остались тысячи людей.

В соответствии с прогнозами Российской академии наук ожидается значительное повышение сейсмической активности в районах Северного Кавказа. В настоящее время утверждены новые карты сейсмического районирования территории Российской Федерации, возросли требования к объектам, расположенным в сейсмически опасных районах. Все это вызывает необходимость активизации деятельности администраций различных уровней по защите населения от сейсмической опасности.

Увеличивающийся интерес к России обусловил рост числа туристов из-за рубежа, не уменьшается поток российских туристов,  и этот контингент требует особого внимания. В ближайшее время необходимо создать систему обеспечения безопасности туристов, сделать этот вид отдыха более организованным и безопасным.

Следует остановиться на проблемах пожарной безопасности.

В текущем году произошло около 194 тыс. пожаров в промышленности и жилом секторе, что на 7,8 % меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вместе с тем тяжесть их последствий продолжает возрастать, о чем свидетельствует рост общего числа погибших на 2,8 %. Ущерб от пожаров увеличился на 32,9 % и составил свыше 62 млрд. руб. Возрастает ущерб от природных пожаров, увеличивается число крупных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики.

Несмотря на то, что в Республике Чувашия отмечается некоторое снижение количества пожаров, количество погибших при пожарах увеличилось на 20%.

Гораздо изощреннее стали проявления терроризма. Последние события в Ставропольском крае и г. Стамбуле свидетельствуют, что угроза террористических проявлений растет с каждым годом. Развивается новое явление – терроризм с угрозой использования химического и биологического оружия или его компонентов.

Отдельно необходимо остановиться на проблеме увеличения потерь экономики России от чрезвычайных ситуаций и террористических проявлений. К сожалению, прошедший год не стал исключением – прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций возрастает, и уже превысил 100 млрд. рублей в год. Суммарный общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет почти 3 процента внутреннего валового продукта страны.

Большую озабоченность общества вызывает большое количество погибающих в дорожно-транспортных происшествиях – свыше 33 тыс. человек, на водах – более 16 тыс. человек, при пожарах – порядка 19 тыс. человек. Необходимо отметить, что от нашей совместной деятельности зависит жизнь 100-120 тысяч россиян ежегодно.

В целом необходимо отметить, что общий риск смерти от всех внешних опасностей и угроз в России превышает 15 человек на 1000 жителей. Причем риск смерти от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет 85 %. В то же время в развитых странах эта цифра составляет не более 50%.

Таким образом, в этом году негативное воздействие угроз техногенного и природного характера, а также террористических проявлений оставалось масштабным. Оно оказывало ощутимое влияние на безопасность населения, угрожали стабильной работе объектов инфраструктуры, влияли на социально-экономическое развитие регионов.

Перечисленные выше особенности Российской Федерации в динамике чрезвычайных ситуаций и ущерба наносимого ими полностью характерны и для мирового сообщества.

Научно-технический и социально-экономический прогресс радикально изменил мир и вместе с тем проявил свою негативную сторону, связанную с появлением масштабных техногенных угроз. Существенно усилилась взаимозависимость природной и техногенной сфер, проявились угрозы новых форм  терроризма.

Спектр современных стратегических рисков: от глобальных изменений климата и нарушения военно-политического паритета до национального демографического спада и изношенности производственных фондов, требует адекватного реагирования на государственном и международном уровнях.

Развитие общества всегда связано с риском, порожденным хозяйственной деятельностью человека и опасными природными явлениями. Как свидетельствует опыт, мировое экономическое развитие сопровождалось устойчивой тенденцией возрастанием рисков чрезвычайных ситуаций.

При этом воздействие катастроф на мировую экономическую систему, в том числе и российскую, проявляется в ряде важных тенденций, которые мы должны учитывать при формировании государственной политики в области безопасности жизнедеятельности.

Во-первых – это устойчивый рост экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций различного характера. Прямой совокупный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций в начале XXI века составляет порядка 200 млрд. долларов в год.

Во-вторых – возрастание экономического ущерба от крупных чрезвычайных ситуаций. За последние 40 лет количество стихийных бедствий с ущербом свыше 1 млрд. долларов возросло в 4 раза.

В-третьих – доминирование природных бедствий и катастроф в экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время на природные бедствия и катастрофы приходится порядка 70-75% совокупного ущерба мировой экономики.

В-четвертых – рост численности пострадавшего от природных катастроф населения при заметном сокращении количества погибших. В 70-ые годы количество пострадавших в мире составляло порядка 64 млн. человек ежегодно, в 2000 году – 320 млн. человек, а к 2010 году прогнозируется 540 млн. человек.

И наконец пятая тенденция – рост террористических проявлений, как результат социальной напряженности внутри слаборазвитых государств, попытки пересмотра сфер влияния на межгосударственном, межэтническом и межконфессиональном уровнях.

            Таким образом, мировое сообщество стоит в начале нового этапа своего развития, который характеризуется приматом безопасности человека, а также необходимостью распространения новой культуры и философии безопасности жизнедеятельности населения.

            В настоящее время основные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения, требуют не только усиления государственной политики в данной сфере, но и диктуют необходимость выработки эффективных мер во всех сферах межгосударственных отношений.   

            С учетом данных тенденций в целях совершенствования системы защиты населения и территорий в мирное и военное время в уходящем году реализовано ряд важных государственных решений и задач.

Среди главных мероприятий прошедшего года в данной области явилось проведение 13 ноября под руководством Президента Российской Федерации совместного заседания Совета Безопасности и Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по обеспечению защищенности населения и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».

По результатам рассмотрения поставлены конкретные задачи по повышению уровня защищенности населения и территорий от широкого спектра современных опасностей и угроз, включая терроризм.

Другим немаловажным событием года, направленным на совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени является проведенное в сентябре под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Всероссийское совещание по проблемам гражданской обороны с начальниками гражданской обороны – руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это первое совещание подобного рода в Российской Федерации. На совещании определены основные направления совершенствования и развития гражданской обороны в современных условиях.

            В целях дальнейшего совершенствования законодательства в прошедшем году активно продолжалась работа по формированию системы нормативных правовых документов в области безопасности жизнедеятельности.

На федеральном уровне  принято 4 законодательных акта и 14 постановлений Правительства Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации - более 1400 нормативных правовых актов. Подготовлены дополнения и изменения в федеральные законы «О гражданской обороне» и «О пожарной безопасности».

С целью создания системы скоординированных сил и средств, обеспечивающих защиту населения и территорий от опасностей мирного и военного времени разработана и согласована концепция проекта  федерального закона «О государственных спасательных силах».

С учетом современных подходов в области разграничения полномочий органов исполнительной власти на различных уровнях подготовлено новое положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для практической реализации законодательства Российской Федерации организована целенаправленная работа органов государственной власти на всех уровнях, что позволило придать ей общенациональную значимость.

Продолжалось совершенствование механизма предупреждения   чрезвычайных ситуаций.

В начале года создана Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, что позволило повысить согласованность действий и ответственность органов исполнительной власти, государственных и иных организаций при реализации задач в области безопасности жизнедеятельности.

            Развивалась система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.  Ее подразделения созданы и работают в 87 субъектах Российской Федерации. В Республике Чувашия территориальные центры мониторинга и прогнозирования налаживают свою работу  в системе кризисного управления на соответствующих территориях.

Повсеместно организована работа по переходу служб спасения на единый диспетчерский телефон 01. В режиме опытного функционирования на базе телефонного номера «01» ЕДДС в вашей Республике создана раздельная диспетчерская ЕДДС.

Получили дальнейшее развитие системы декларирования промышленной безопасности, лицензирования опасных видов деятельности и страхования рисков, как важные механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций. При этом активно осуществляется работа по внедрению в субъектах Российской Федерации программ страховой защиты.

            Продолжалась работа по реализации  основных мероприятий инженерной, химической, радиационной и медико-биологической защиты населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов. В Республике Чувашия в 2003 году введено в эксплуатацию два ПРУ на 1200 чел. Это хороший показатель. Благодаря проделанной работе Комитетом по делам ГОЧС и местными органами исполнительной власти в области радиационной, химической и биологической защиты средствами индивидуальной защиты практически полностью обеспечено население, проживающее вблизи  потенциально опасных объектов.

В большинстве субъектов Российской Федерации созданы резервы финансовых средств и материальных ресурсов. При этом необходимо отметить, что в 60-ти субъектах Российской Федерации во многом уже решаются проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций собственными силами. Это пример совершенно новых отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Осуществлялась реализация мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» и соответствующих программ в субъектах Российской Федерации. В рамках этой ФЦП МЧС России с участием федеральных органов исполнительной власти-участников программы разработана система оценки комплексного риска территории Российской Федерации и отраслевая нормативно-методическая база для их снижения.

Улучшена  деятельность государственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций  выполнили основные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и  мероприятий по жизнеобеспечению населения при ликвидации последствий природных катаклизмов и техногенных аварий, тушению пожаров. Успешно проведена  уникальная операция по спасению шахтеров в Ростовской области.

В прошедшем году нам удалось успешно реализовать практические меры по улучшению укомплектованности пожарных подразделений основными видами вооружения, военной и специальной техникой, вещевым имуществом и ГСМ. Это позволило увеличить обеспеченность сил ГПС МЧС России в 1,3 раза, а горючим в 2,3 раза.

Особое внимание было уделено улучшению финансового обеспечения военнослужащих войск ГО, личного состава ГПС МЧС России. Уровень финансовой обеспеченности ГПС МЧС России увеличен более чем в два раза. При этом особое внимание было уделено вопросам повышения заработной платы и социальной защищенности личного состава.

Продолжалась работа по улучшению технического оснащения и повышения готовности сил РСЧС. В регионах страны продолжается деятельность по повышению эффективности аварийно-спасательных формирований, внедрению современных, в том числе авиационных технологий.

            По результатам итоговых проверок поисково-спасательные формирования Республики Чувашии оценены «Готовы к оперативному реагированию и проведению поисково-спасательных работ».

            Активизирована работа по подготовке руководящего и командно-начальствующего состава, специалистов, формирований и населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре текущего года создана единая государственная система подготовки населения страны в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

За 10 месяцев 2003 г. подготовку и повышение квалификации прошли более 10 тыс. чел. руководящего состава органов исполнительной власти всех  уровней, в том числе 35 руководителей субъектов Российской Федерации, около 20 тыс. руководителей предприятий и организаций, более 25 тыс. специалистов ГО и РСЧС, более 3,5 тыс. преподавателей-организаторов Основ безопасности жизнедеятельности.

Активно работает по подготовке высших руководителей в области кризисного управления Институт развития МЧС России.

            Значительно больше внимания стало уделяться воспитанию молодежи, подготовке учащихся по основам безопасности жизнедеятельности. Регулярными становится проведение всероссийских слетов-соревнований “Школа безопасности”, мероприятий Корпуса добровольных студенческих спасательных отрядов, движения юных пожарных.

В Республике Чувашия подготовка руководящего состава и специалистов ГО и РСЧС выполняется в полном объеме. Что касается обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, то здесь результаты значительно ниже.

            В текущем году проделана значительная работа по поддержанию готовности системы гражданской обороны, организации защиты населения и территорий на военное время.

Современная гражданская оборона занимает особое положение в вооруженном противоборстве. В настоящее время для достижения политических целей изменились технологии борьбы. Войны приобрели другой характер, значительно возросло комплексное воздействие на население. Статистика неумолимо свидетельствует, что потери мирного населения в войнах и вооруженных конфликтах неизмеримо возрастают.

Поэтому в текущем году при осуществлении работы в этой области мы исходили из того, что гражданская оборона является одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонного потенциала государства, призванной обеспечить выживание населения и устойчивость объектов экономики в условиях военного времени.

Кроме того, ресурсы гражданской обороны стали неотъемлемым элементом ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, а реализация требований инженерно-технических мероприятий гражданской обороны - важным элементом промышленной безопасности и повышения устойчивости функционирования объектов экономики.

Можно констатировать, что в Российской Федерации в прошедшем году на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях проделана необходимая работа по поддержанию в готовности и развитию достаточно эффективной, социально востребованной системы защиты населения и территорий в мирное и военное время.

В Комитете по делам ГОЧС Республики Чувашия мероприятия по поддержанию готовности гражданской обороны, системы защиты населения и территорий и обеспечению пожарной безопасности в основном выполнены. Хотя должен сказать, что основные показатели работы Комитета по делам ГОЧС не являются  лучшими.

 

                                         Уважаемые коллеги!

 

В то же время, жизнь с каждым годом ставит перед нами все более сложные и ответственные задачи, которые требуют реализации качественно новых подходов нашей деятельности, внедрения прогрессивных форм и методов работы.

В следующем году нам предстоит выполнить ряд важных задач.

Мы должны реализовать положения федерального законодательства и требования административной реформы по  разграничению сфер ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, значительному снижению числа контрольных и надзорных функций со стороны государства с одновременным повышением ответственности руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В этой связи нам предстоит большая работа по повышению эффективности деятельности центрального аппарата МЧС России, региональных центров ГОЧС, а также развитию и оптимизации всей системы органов управления МЧС России на региональном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Сегодня назрела необходимость серьезного реформирования пожарного надзора и создания единого органа государственного контроля и надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации МЧС России в 2004 году запланировано внести на рассмотрение в установленном порядке проект Федерального закона «О государственных спасательных силах». Принятие данного законопроекта позволит перейти к  новому этапу развития системы сил ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2004 году необходимо осуществить практические мероприятия по формированию мобильных пожарно-спасательных подразделений в муниципальных образованиях.

Для решения этой задачи необходимо привлечь все ресурсы, включая предпринимателей и общественные организации. Конечно, это трудная задача, однако нам предстоит ее решить уже в этом году.

До конца этого года мы должны обеспечить прикрытие пожарно-спасательными формированиями всей территории страны, особенно сельские населенные районы, в которых сегодня проживает более 40 миллионов человек.

Другим направлением совершенствования системы реагирования является создание и обустройство единых дежурно-диспетчерских служб на базе телефона «01». Это позволит значительно упростить процедуру обращения населения за помощью в любых случаях и повысить эффективность действий сил.  Граждане страны должны быть уверены, что помощь придет быстро и в необходимом объеме.

В целях сокращения погибших на дорогах нам предстоит провести работу по созданию интегрированной системы обеспечения безопасности на дорогах. Мы должны усилить разъяснительную работу с водителями и осуществить ряд мер по совершенствованию системы оказания помощи в дорожно-транспортных происшествиях.

Увеличивающийся интерес к России обусловил значительный рост числа туристов из-за рубежа, не уменьшается и поток российских туристов. Защита этого контингента требует особого внимания с нашей стороны. Пока что в республике организаторская работа не налажена. Поэтому в ближайшее время необходимо создать систему обеспечения безопасности туристов и в местах массового отдыха, сделать этот вид отдыха более организованным и безопасным.

Далее хотелось бы обратить  ваше внимание на повышение готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с террористическими актами. Есть основания полагать, что попытки дестабилизации экономической и политической жизни в стране со стороны террористических организаций и групп будут усиливаться.

Отдельно необходимо остановиться на проблемах  обеспечения пожарной безопасности. Мы должны продолжить работу по оптимизации структуры, улучшению материально-технического обеспечения пожарных подразделений, а также по передаче функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечисленные выше задачи невозможно решить без соответствующей подготовки органов управления, руководящего состава, специалистов РСЧС и качественного обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом важное место в нашей деятельности требуется уделить работе с молодежью и общественными организациями. В рамках этой деятельности необходимо продолжить работу по созданию кадетских корпусов, школ, классов, кружков «Юный спасатель», формированию студенческих спасательных отрядов.

Говоря о направлениях развития и задачах стоящих перед нами, особо хотел бы подчеркнуть необходимость выработки эффективных мер на основе внедрения рыночных механизмов. Мы должны строить свою работу так, чтобы любому субъекту права – будь то частное лицо, предприниматель или руководитель любого уровня было выгодно планировать и осуществлять мероприятия по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Сюда в первую очередь можно отнести внедрение на различных уровнях современных механизмов декларирования, лицензирования, сертификации а также страхования с привлечением средств страховых компаний, предприятий и других внебюджетных источников, выработку системы экономических механизмов, проведение выверенной технической политики.

Если говорить о задачах в области гражданской обороны, то в первую очередь, нам необходимо реализовать комплекс мер по повышению роли и ответственности начальников гражданской обороны всех уровней, осуществить переподготовку и аттестование руководящего состава гражданской обороны.

Особое внимание необходимо уделить гражданским организациям гражданской обороны. Основной проблемой в этой сфере остается недостаточная обеспеченность современной техникой, спасательным инструментом, приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Мы рассматриваем гражданские организации гражданской обороны, как одну из основных составляющих сил, предназначенных для противодействия крупномасштабным чрезвычайным ситуациям и террористическим проявлениям.

Большую работу предстоит выполнить по сохранению и развитию  материальной базы гражданской обороны. В первую очередь пунктов управления, защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической защиты.

В этом году Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации передана в ведение МЧС России.  В ближайшее время нам предстоит интегрировать ГИМС в систему МЧС России, развить соответствующую нормативную правовую базу, создать территориальные органы ГИМС, провести их  обустройство.

В целях распространения в 2004 году передовых организационно-управленческих и управленческих решений  мы организовали реализацию ряда конкретных проектов по созданию муниципальных и объектовых пожарно-спасательных формирований, внедрению современных методов правоприменительной практики в области предупреждения и борьбы с пожарами, совершенствованию надзорной деятельности и ряда других. 

В реализации этих проектов участвуют все регионы и субъекты страны, в том числе Комитет по делам ГОЧС Чувашской Республики. Полученный опыт будет распространен во все субъекты Российской Федерации во втором полугодии следующего года.

 

Уважаемые коллеги!

 

Итоги прошедшего 2003 года, несмотря на отмеченные недостатки, позволяют удовлетворительно оценить деятельность Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям  Чувашской Республики в деле совершенствования гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противопожарной безопасности.

Выражаю уверенность, что в наступающем 2004 году вы добьетесь более высоких результатов в практической деятельности и обеспечите дальнейшее совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

 

Благодарю за внимание!

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика